Видеогенераторы


Видеогенераторы
Существует много способов преобразования цифровых данных в такой аналоговый сигнал, который можно увидеть на экране монитора. Компьютер должен формировать сигналы, которые можно подать на монитор и получить монохроматическое или цветное изображение. Типичное изображение состоит из 25 строк по 40 символов в каждой строке. Код символа можно хранить в ЗУПВ как один байт (рис. 6.22) и тогда для хранения изображения потребуется 1000 адресов ЗУПВ. Каждая символьная позиция на экране соответствует содержимому одного адреса ЗУПВ.
Монитор засвечивает экран без всякой помощи со стороны компьютера (см. рис. 1.8). У него свое управление яркостью и контрастом, как у бытового телевизора. Компьютер должен подать на рабочее поле символы и обеспечить синхронизацию символов, чтобы они оказались в нужных местах экрана после включения компьютера.

Для получения на экране устойчивого изображения компьютер должен выдавать символы непрерывно. Схема в компьютере должна постоянно сканировать видеоЗУПВ, выделять копию его содержимого и посылать видеоинформацию в монитор. Если сканирование прекратить, символы с экрана исчезнут, что напоминает выключение телевизора. Типичная частота сканирования составляет 60 Гц, т.е. она равна частоте полукадров в телевидении (рис. 1.9).
Указатели символов. Байты символов в видеоЗУПВ называются указателями символов (рис. 6.23). Обычно под указателем понимается адрес памяти, который указывает на регистр. Указатели символов предназначены для ПЗУ, которое содержит точечные описания символов.
Например, на рис. 6.24 показана символьная позиция на экране в виде матрицы 8x8. Включая и выключая конкретные точки матрицы, можно образовать любой символ, имеющийся на клавиатуре. Для этого нужно только знать, какие точки должны быть включены, а какие выключены.
В символьном ПЗУ (или знакогенераторе) восемь байтовых регистров соответствуют набору точек одной символьной позиции на экране. В этих регистрах хранятся нули и единицы (или L- и Н-состояния), причем единица включает точку, а нуль выключает. Символьное ПЗУ содержит полную информацию для каждого выводимого символа.
Указатели символов из ЗУПВ при сканировании процессором помещают свои биты на шину данных. Процессор воспринимает указатель и адресует символ в ПЗУ. После этого информация из матрицы 8x8 посылается в схемы видеогенератора.
В микросхеме видеогенератора точечная информация преобразуется в поток аналоговых видеосигналов, показанных на рис. 6.25. Эти сигналы подаются в схемы монитора для управления лучом электронной пушки ЭЛТ и формируют на экране точечное изображение.
Помимо посылки в монитор точечной информации видеосхемы должны передавать сигналы синхронизации, чтобы включались и выключались нужные точки. В некоторых персональных компьютерах синхронизация встроена в видеосигнал, а в других передается отдельно. Подробнее о способах синхронизации сказано в главе 22.

Типичный видеогенератор. Он преобразует цифровые биты в изображения, состоящие из символов и графики, т.е. осуществляет цифроаналоговое преобразование. Генератор воспринимает Н- и L-уровни напряжения, превращает их в непрерывные напряжения и в синхронизированной форме выводит на экран. Внутри микросхемы генератора есть несколько регистров и ПЗУ. Регистры соединяются со схемами, которые осуществляют видеовывод. ПЗУ содержит матрицы символов (букв, цифр и графических знаков). Процессор может адресовать регистры генератора и обращаться к ним, как к обычным ячейкам. Генератор имеет также порт вывода видеосигнала и синхронизации.
На рис. 6.26 показана схема типичного видеогенератора, причем входы находятся слева, а выходы — справа. Процессор посылает биты данных в генератор по шине данных. Он может также считать содержимое регистров генератора через двунаправленную шину данных.
Процессор определяет нужный регистр и выдает его адрес на шину адреса. Направлением передачи данных управляет линия считывания-записи. При считывании данные поступают из регистра генератора в процессор, а при записи данные помещаются в генератор. В приведенном генераторе сигналы синхронизации подаются от системной синхронизации.
Выход видеогенератора Y находится справа. Это видеосигнал, который управляет включением и выключением точек на экране. Точки формируются с определенной частотой в конкретные моменты времени. Входной сигнал синхронизации точно определяет, когда и как быстро последовательный поток точек должен выходить из генератора. Они подаются на электронную пушку как раз в то время, когда луч пушки попадает на ту точку, которую нужно включать или выключать.

 

 

 

 Поиск и устранение неисправностей в персональных компьютерах