$put_perv_real = "/home/www/dvakompa-ru/dopol/"; ?>
Госорганы и госкомпании России останутся без полноценных версий всемирно известного сервиса видеоконференций Zoom. Российским партнерам разработчика данного продукта с 31 марта 2021 г. запрещено продавать его лицензии в госсектор.
Как стало известно CNews, российские госорганы и компании с госучастием больше не смогут пользоваться сервисом видеоконференций Zoom. Американская компания Zoom Video Communications отозвала у своих партнеров авторизацию на продажу своего сервиса в организации данного типа в России с 31 марта 2021 г. Эти сведения редакции подтвердили три источника на рынке.
По данным сайта Zoom ее авторизованными партнерами для продаж лицензий в Россию являются московская компания Rightconf, фирма Rokada (ООО «Рокада») из подмосковной Дубны, а также международная корпорация Unify Square со штаб-квартирой в США и с офисами в Германии, Великобритании, Швейцарии, Сингапуре, Индии, Литве и Австралии.
На момент выхода данного материала в Zoom Video Communications, Rightconf, Rokada и Unify Square прокомментировать CNews сведения о запрете продаж в российский госсектор не смогли.
По данным одного из реселлеров (партнеров низшего звена), отзыв своей авторизации Zoom Video Communications своим партнерам не объяснила. При этом по характеру послания речь шла не о временной, а о долгосрочной приостановке соответствующей авторизации.
По данным ресурсов Zoom и его партнеров, бесплатная версия сервиса рассчитана на частных пользователей и малые организации. Эта версия позволяет вести неограниченное число конференций «один на один», в то время как групповые конференции лимитированы 40 минутами.
В платной версии Zoom Pro 40-минутное ограничение снимается и возможно подключение до 100 участников конференции. Вместе с лицензией предоставляется доступ к облачному хранилищу объемом 1 ГБ для записи видео в формате MP4.
Принципиальным отличием версии Zoom Business является возможность подключения к конференции до 300 человек, а Zoom Enterprise — организация дополнительной корпоративной IP-телефонии.
Ориентировочная годовая лицензия на Zoom Pro составляет порядка $150 без НДС (примерно 11,5 тыс. по текущему курсу ЦБ), на Zoom Business — $200 без НДС (15,3 тыс. руб.), Zoom Enterprice — $350 без НДС (26,8 тыс. руб.).
По данным CNews, в общем случае российские юрлица должны приобретать лицензии через партнеров Zoom в нашей стране или их реселлеров. Частные лица могут это сделать просто через международный сайт разработчика.
Несмотря на актуальность видеоконференцсвязи, непосредственно Zoom российские госорганы внедрять у себя не спешили. По данным сайта госзакупок, в явном виде его лицензии приобретались чиновниками крайне редко. Одно из исключений — Аппарат совета депутатов муниципального округа Якиманка в Москве.
А вот организации, подпадающие под определение компаний с госучастием, приобретали Zoom достаточно активно. В частности, лицензии закупали аэропорт «Шереметьево», структуры «Газпрома» и ВТБ, отдельные музей и многочисленные вузы по всей стране — в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Комсомольске-на-Амуре, Красноярске, Самаре, Пскове и др.
Безопасность Zoom в последние месяцы неоднократно подвергалась критике. В частности, в марте 2020 г. издание Vice Motherboard обнаружило, что видеовызовы в сервисе по умолчанию не имеют сквозного шифрования, а с помощью функции attention tracking функции можно отслеживать, когда человек отвлекся от активного окна Zoom более чем на 30 секунд.
В том же месяце было замечено, что после вышедшего обновления приложения Zoom для iOS оно стало передавать данные о пользователях компании Facebook, даже если у них не было учетной записи в соцсети.
В июле 2020 г. стало известно, что отсутствие ограничений на количество попыток ввода пароля в Zoom позволяло злоумышленникам быстро подбирать коды доступа, используемые для защиты встреч.
Zoom — не единственное ПО, на распространение которого в нашей стране накладываются ограничения. Первая волна подобных запретов прокатилась в 2014 г. — после того как Россия вернула себе контроль над Крымом.