видеокарта EGA


что такое видеокарта EGA?

Видеокарта EGA

видеокарта EGA

EGA (англ. Enhanced Graphics Adapter) — стандарт мониторов и видеоадаптеров для IBM PC, расположенный между CGA и VGA по своим характеристикам (цветовое и пространственное разрешение). Выпущен IBM в 1984 году для новой модели персонального компьютера IBM PC AT. Видеоадаптер EGA позволяет использовать 16 цветов при разрешении 640×350 пикселов. Видеоадаптер оснащён 16 кБ ПЗУ для расширения графических функций BIOS.

Адаптер EGA при разрешении 640×350 позволяет одновременно использовать 16 цветов из возможных 64-х (по два бита на красную, зелёную и синюю составляющие). EGA также поддерживает 16-цветные варианты графических режимов CGA 640×200 и 320×200; в этом случае можно использовать только цвета из палитры CGA. Исходные режимы CGA также поддерживаются, хотя EGA не полностью аппаратно совместим с CGA. EGA может выводить изображение на MDA-монитор, эта возможность включается с помощью переключателей на плате, при этом доступен только режим 640×350.

Плата EGA подключается к шине ISA, начиная с 8-битной версии. Базовая версия EGA имела 64 кБ видеопамяти, чего было достаточно для монохромной графики высокого разрешения и цветной графики в режимах 640×200 и 320×200. Со временем большая часть плат EGA стала выпускаться с 256 кБ видеопамяти. Некоторые клоны EGA сторонних производителей (в частности, ATI Technologies и Paradise) поддерживают расширенные графические режимы (например, 640×400, 640×480 и 720×540), автоматическое определение типа монитора и, иногда, специальный чересстрочный режим для CGA-мониторов.

Стандарт EGA был замещён стандартом VGA, представленным IBM в апреле 1987 года с моделью компьютера PS/2.
Содержание

    * 1 Текстовые режимы
    * 2 Графические режимы
    * 3 Технические характеристики
          o 3.1 Разъём
          o 3.2 Сигнал
    * 4 Конкурирующие видеоадаптеры
    * 5 Примечания

Текстовые режимы

В текстовых режимах используется два типа шрифтов. Стандартный шрифт EGA формируется матрицей 7×9 в ячейке 8×14 пикселов. Для совместимости с CGA используется шрифт с матрицей 7×7 в ячейке 8×8 пикселов.

EGA — первый видеоадаптер IBM, позволяющий программно менять шрифты текстовых режимов.

Доступны следующие режимы:

    * 80×25 символов (ячейка 8×14 пикселов; разрешение 640×350 пикселов).
    * 40×25 символов (ячейка 8×8 пикселов; разрешение 320×200 пикселов).
    * 80x43 символов (ячейка 8×8 пикселов; разрешение 640×350 пикселов). Данный режим не является стандартным. Для его использования необходимо сначала установить режим 80×25, а затем загрузить шрифт 8×8 с помощью команды BIOS.

Графические режимы

    * 320×200 пикселов;
    * 640×200 пикселов;
    * 640×350 пикселов.

Технические характеристики
Разъём

Вид разъёма на видеокарте:
5     1
DE9 Diagram.svg
9     6
Вывод     Описание
1     земля
2     вторичный красный
3     первичный красный
4     первичный зелёный
5     первичный синий
6     вторичный зелёный / интенсивность
7     вторичный синий
8     строчная синхронизация
9     кадровая синхронизация
Сигнал
Тип     Цифровой, ТТЛ
Разрешение     640×350 и др.
Горизонтальная частота     15,7/21,8 кГц
Вертикальная частота     60 Гц
Количество цветов     16/64
[править] Конкурирующие видеоадаптеры

В 1984 году IBM также выпустила видеоадаптер Professional Graphics Controller для использования в САПР. Адаптер поддерживал разрешение 640×480 пикселов (немного больше, чем у EGA) и одновременный вывод 256 цветов из 4096 возможных. Увеличенное количество цветов позволяло создавать фотореалистичные изображения. Адаптер имел собственный язык для создания и преобразования двухмерных и трёхмерных изображений. Также адаптер мог эмулировать работу CGA.[6] Впрочем, конкурирующим его можно назвать чисто условно, т. к. он занимал совершенно другую "экологическую нишу" -- фактически PGC был ценой с еще один топовый ПК, был устроен как специализированный ПК и относился к графическим ускорителям.

теги: железо, видеокарта