wumpus


wumpus /wuhm «pss/, сущ. Главный монстр из семейства старых компьютерных игр Hunt the wumpus (поохоться на wumpusa), появившегося в 1972 году (за несколько лет до появления ADVENT) в Системе с Разделением Времени Dartmouth. Wumpus жил где то в пещере с топологией типа «граф – ребро/вершина додекаэдра» (в последующих версиях используются топологии, основанные на икосаэдре и листе Мебиуса). Игрок начинал свой путь в произвольной точки пещеры с 5 «кривыми стрелами», которые могли пролетать через три последовательно соединенные комнаты и убивать wumpusa, если он находился в одной из них (в последующих версиях wumpus мог оказаться просто раненым, при этом он становился очень злым). К несчастью, путешествие по лабиринту было очень опасным не только из-за wumpusa (который съедал игрока, если тот на него наткнется), но также из-за многочисленных бездонных ям и колоний гигантских летучих мышей, которые хватали игрока и бросали потом в произвольном месте (в последующих версиях кроме того появились «анаэробные термиты», которые съедали стрелы; землетрясения, которые произвольным образом изменяли расположение ям, а летучие мыши получили возможность мигрировать). Скорее всего это первая игра, в которой используется строение карты по принципу графов (в отличие от простой прямоугольной сетки, как в старых играх типа Star Trek). В этом отношении, а также по размещению ловушек и тем остроумным сообщениям, которые используются в этой игре, она послужила прототипом для ADVENT и Zork (Zork, в частности, унаследовал от нее колонии гигантских летучих мышей). Сейчас эта игра продается вместе с SunOS и распространяется отдельно, как freeware, на Macintosh'ax. Вариант этой игры на Си циркулирует по сети как freeware.