mud



Предыдущая | Следующая

mud /muhd/(доел, грязь) [по первым буквам от «Multi-User Dungeon» (многопользовательский замок) или «Multi-User Dimension» (многопользовательское пространство)] 1. сущ. Определенный класс экспериментов над виртуальной реальностью (см. virtual reality) в Internet, представляет собой некий способ общения в реальном времени по четко определенным правилам. Как и в приключенческих играх, поле деятельности MUD не ограничено одной тематикой, это могут быть военные действия, всевозможные ловушки, головоломки, простенькие экономические системы. Кроме того, участники игры могут динамически расширять набор правил и строить еще более сложные структуры в дополнение к уже существующим в базе данных, а затем продолжать игру в соответствии с новыми структурами 2. гл. Играть в MUD (см. hack-and-slay). В таком значении обычно пишется с маленькой буквы и спрягается как глагол.В начале 80-х годов Ричард Бартли и Рой Трабшо из Эссекского университета увлеклись экспериментами в области искусственного интеллекта на PDP-10; в результате на свет появилась первая версия этой игры, а в некоторых кругах все еще пользуются популярностью ее прямые родственницы (см. BartleMUD). MUD – торговая марка коммерческой версии игры, написанной Бартли для Британской Telecom (девиз игры «Ты еще не жил, если ни разу не умирал в MUD!»)- Но ушлые студенты через европейские академические сети добрались до исходных текстов и написали свои варианты, существенно улучшив концепцию игры. В результате на свет появились VAXMUD, AberMUD, LPMUD. Практически каждую из них можно запускать одновременно с разных систем электронных досок объявлений, что позволяет хакерам общаться между собой в реальном времени. В отличие от США в Великобритании существует своя специфика функционирования сетей: в USENET рядовому хакеру не прорваться, JANET не поддерживает протокол FTP; кроме того, в JANET не сможет попасть через телефонную сеть пользователь, зарегистрированный на удаленном узле. По этим причинам игры MUD стали основным средством общения и взаимодействия английских хакеров. В 1988 году AberMUD и некоторые другие разновидности игры пересекли Атлантический океан и практически сразу завоевали бешеную популярность в Северной Америке. Они стали связующим звеном в больших хакеровских тусовках, вызвали новый всплеск активности, возвращение забытых традиций (последний раз такая активность наблюдалась в начале 80-х годов, сразу после появления USENET). В играх второй волны (TinyMUD и производные от нее) прослеживалась тенденция отхода от разрушительных войн, соперничества; во главу угла ставились другие цели – головоломки и мирное сотрудничество в построении новых моделей мира. В играх третьей волны LPMUD, которые к 1991 году составляли более 50% всех активно задействованных игр, воинственность и соперничество AberMUD и прочих старых систем уживались с более миролюбивой и нацеленной на сотрудничество TinyMUD. Конечно, это не последняя точка в эволюции игры: появляются все новые и новые варианты, в которых заметен крен в сторону увеличения гибкости, перенастраивоемости системы, потому интерес к MUD по-прежнему велик. Возможно, в скором времени произойдет отказ от общего названия MUD, т.к. разные варианты игры существенно отличаются по стилю, способу эмуляции, вектору целей. См. также BartleMUD, berserking, bonk/oif, brand brand brand, FOD, hack-and-slay, link-dead, mudhead, posing, talk mode, tinycrud.