Звёздная месть


Предыдущая | Следующая

Звёздная месть — фантастический роман Юрия Петухова, впервые опубликованный в 1990 году стотысячным тиражом в издательстве "Советский писатель" на средства автора. Позже роман разросся в пенталогию, в которой первая часть получила название "Ангел возмездия".

Вселенная

XXV век (2477 год). Люди уже освоили («геизировали») другие планеты, научились сквозь «осевое измерение» летать к звездам на разнообразном космическом транспорте — в капсулах, на шлюпах и космокрейсерах. «Осевое измерение» наполнено сумраком, «белесым туманом» и фантомами, так что представляет собой аналог загробного мира, через который можно попасть в любую точку Вселенной.

Из оружия упоминаются пулеметы, плазмометы, лучеметы, параболаметы, сигмаметы, бронебоидезинтеграторы и парализаторы. Анабиоз, телекинез, клонирование, зомбирование (официально запрещенное), телепатия, телепортация («Д-статоры») и антигравитация стали нормой жизни. Рутинную работу за людей выполняют киберы и андроиды.

В пределах Земли люди перемещаются на антигравитационных «дисколетах». Однако на Земле по-прежнему существуют разные государства (Объединенная Европа, Экваториальная Африка, Всеамериканские штаты, Индонезийско-Австралийский анклав, Россия) и города (Венеция, Вологда, Москва, Париж, Триест, Сан-Франциско). Но на месте Темзы, Рейна и Сены ядовитое болото. По-прежнему существуют разные языки: русский, новонемецкий, итальянский. Есть в XXV веке и подневольный труд, и мафия («Синдикат»), и каторга. Общество разделено на «богатеев» и «голытьбу»

Помимо людей во Вселенной существуют различные разумные существа: безразличные довзрывники (гиргейские рыбины), земоготы (вымершие разумные гигантские скорпионы), трогги (студенистые оборотни) и «негуманоиды иной Вселенной».

Сюжет

Главный герой космодесантник Иван из «Объединенного Космофлота Земли» занимается «геификацией» планет (последним сложным заданием была «геификация Гадры»). На «мнемоскопическом сеансе» он узнаёт тайну гибели своих родителей — исследователей Дальнего Космоса. В 200 лет назад в 300 парсеках от ядра Галактики с ними безжалостно расправились представители некой негуманоидной формы жизни. Иван все это видел своими глазами, однако находился он тогда в младенческом состоянии, поэтому нужная информация у него засела глубоко в подсознании. Тогда от неминуемой смерти его спасла анабиозная капсула, в которой он замороженным младенцем дрейфовал 2 века. Горя желанием поквитаться за гибель родителей, Иван отправляется на опасный участок космоса в космической капсуле. Накануне рискованного путешествия он заходит в московский Храм Христа Спасителя, где получает благословение от самого патриарха. Преодолев «осевое измерение» и едва не погибнув в коллапсаре, его капсула проваливается в «Иную Вселенную» и разбивается на одной из напоминающих Марс планет. Там в похожем на Земной рай месте Иван обнаруживает трех пленных земных женщин, которых охраняет дракон-птеродактиль. Из подслушанных разговоров он узнает страшную тайну, что женщин держат для выращивания неких «мальков», регулярно промывая им мозги. Однако Ивана вскоре негуманоиды захватывают в плен и кидают в подземелье с черепами, в том числе и трехглазыми. Благодаря неимоверному везению Иван оказывается жив, участвует в гладиаторских боях с различными монстрами (хомозавр, пернатые и пауки-монстры) и остается жив. Затем он узнает, что негуманоиды готовят вторжение на Землю, поскольку их дряхлая цивилизация находится в кризисе.

Продолжение

В 1993 году Петухов написал продолжение романа под названием «Бунт вурдалаков» (анонсированный еще в 1990), которое стало второй частью эпопеи «Звездная месть». Затем последовал роман-продолжение «Погружение во мрак» (1994), «Вторжение из Ада» (1995).

По возвращении на Землю у Ивана некие представители государственных структур («серьезные») стирают часть памяти и направляют в «метагалактику Двойной Ургон, галактику Чёрный Шар, макросозвездие Оборотней, Альфа Циклопа, планета Навей». Цель путешествия Ивана загадочный «многоярусный гипермир» в триллионах парсеков от Земли. Загадочная планета покрыта Поганым лесом и населена всевозможной нечистью. Местные жители называют её Пристанищем, а освобожденная из лап очередного монстра девушка называет планету Полигоном. Девушка, которую Иван нарекает Алёной (своего имени она не помнит), рассказывает ему, что и она и Полигон порождения XXXI века. Планета создавалась как парк развлечений для землян, где реализованы мифы и легенды человечества, но потом что-то прошло не так, рукотворная нежить взбунтовалась. Впрочем, встреченный на планете Навей карлик Авварон Зурр бан-Тург излагает иную историю. Темные Силы (служители «Черного Блага») направляли сознанием создателей Полигона, чтобы использовать его для вторжения на Землю. Тем временем, Ивану помогает Первозург (Сихан Раджикрави) — создатель Полигона и существо из XXXI века. Он спасает космодесантника и на Земле, в антарктическом логове «серьезных».

На Земле Иван не находит себе места, так как ему никто не верит и почитают его за сумасшедшего. Поэтому он пытается наладить контакты со своими бывшими сослуживцами. Один из них — Гуг Хлодрик — гниет на Гиргейской каторге — на дне покрытой океаном планеты, добывая ридориум. Пытаясь освободить своего друга, Иван оказывается в эпицентре тюремного бунта. Спасаясь от тюремщиков, он забирается в самые темные уголки Гиргеи, где сталкивается с таинственными разумными рыбинами, обладающими способностью к телепатии. Рыбины представляются носителями цивилизации, существовавшей до Большого Взрыва (довзрывники). В итоге Иван опять попадает в руки «серьезных», от которых узнает, что земные власти не только знают о вторжении негуманоидов, но сами являются их агентами, пятой колонной Земли. «Телезомбирование» и СПИД XX века — это их рук дело.

Одержимый идеей остановить инопланетное Вторжение, Иван решается на аудиенцию у Верховного Правителя России. Ему действительно удается проникнуть в кабинет Правителя, но его ждет разочарование. Правитель вызывает охрану, которая помещает Ивана в психиатрическую клинику. Лишь старые друзья выручают Ивана.

Критика

По мнению А. Рейтблата, в пенталогии "в концентрированном виде" отобразился один из вариантов «базового отечественного мифа» России, а именно «языческий русский миф» об историческом приоритете русского народа, его глубочайшей древности и исключительном вкладе в развитие древнейших мировых культур. Данный миф в публицистике идёт от трудов Ю. И. Венелина (1802—1839) и А. Ф. Вельтмана (1800—1870), он утвердился в советской фантастике в 1970—80-е годы. Книги относятся к «патриотической фантастике» постперестроечного времени. В центре действия — не частные судьбы и локальные события, а судьба Земли и прежде всего — России. История здесь — это борьба россов, «Рода одухотворённых», и «бездушных двуногих скотов». У главного героя Ивана нет фамилии, поскольку он представляет в себе весь русский народ. Хотя герой поклоняется православным святыням, в «Звёздной мести» воплощается не христианское, а языческо-магическое мировоззрение: например, человек, а не Бог, может направлять по своей воле ход истории, хотя и опираясь на поддержку Рода и божественную санкцию. Несмотря на модернистскую форму научной фантастики, книга представляетв чистом виде мировоззрение традиционализма, включающего в себя национализм и ксенофобию (в дальнейшем Петухов выражал свои взгляды уже в виде публицистики). В ней отражено сознание человека, пережившего крушение советской системы и пытающегося преодолеть свою фрустрацию в мечтах и фантазиях.

Виктор Шнирельман в творчестве Ю. Петухова увидел "поистине грандиозные масштабы" развития мысли о том, что конфликт между славяно-ариями и семитами-евреями коренится в глубине веков. Петухов, по его мнению, следовал за мыслью В. И. Скурлатова и развивал по-своему, добавив языческую и расовую символику, традицию христианского антисемитизма (например, образ Авварона представляет собой типичное средневековое изображение еврея в облике сатаны, а противопоставлен ему волхв). Семиты, по приводимым в книге взглядам (которые Шнирельман частично возводит к В. Емельянову), заимствовали все свои достижения у ариев и захватили их территории (Палестина="Палёный Стан"), а евреи являются результатом расового эксперимента арийских жрецов Египта.

Впрочем, Юрий Оклянский в своей рецензии "Бунт вурдалаков" резко раскритиковал эпопею Ю.Петухова как примитивную перестроечно-халтурную конъюктуру. Он указал на примитивный стиль и язык автора, многочисленные стилистические и грамматические (!) ошибки, грубые вульгаризмы и блатные словечки, на которых изъясняются не только жители земных цивилизаций 23 века, но и римские легионеры 1 века, и проч. .